Настольно-печатные игры в детском саду. Картотека "настольно-печатные игры" старший дошкольный возраст Когда это бывает

Что нужно пограничнику?

Дидактическая задача : Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.

Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.

Игровое действие : Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.

Ход игры

На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.)

Что изображено на твоей картинке? (бинокль)

Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т.д.

Город - это...

Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т.д.

Игровые правила : Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.

Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал : магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т.д.

Ход игры

Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.

Город - это... (дороги)

А Матрешка задает детям вопросы:

Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)

Город - это... (дома)

Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)

Город это... (магазины)

Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)

Город - это... (больницы и поликлиники)

Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т.д.

Матрешка рассматривает дома:

Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)

Собери картинку

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.

Игровые правила

Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.

Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.

Ход игры

Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.

Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)

У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)

Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)

Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)

Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)

Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)

Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)

У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)

Собери картинку и отгадай

Дидактическая задача : Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».

Игровые правила : Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.

Игровое действие : Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.

Дидактический материал : конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.

Кто прислал письмо?

Дидактическая задача : Активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.

Игровые правила: Высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.

Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал : конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и составляют портрет Незнайки.

Раздается стук в дверь и входит почтальон.

Вам письмо... (передает письмо воспитателю, и он читает)

«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес один и попал в беду!»

Ребята, кто же мог прислать нам это письмо?

Кто оказался в беде?

Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются) Воспитатель достает из конверта разрезные детали.

Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.

Разложи по порядку

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года.

Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.

Игровое действие : Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.

Дидактический материал : карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.

Ход игры

Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.

Она приходит в декабре,

Когда деревья стоят в серебре?

(зима - синяя карточка)

Зеленое платье она надела,

И все вокруг вдруг зазеленело?

(весна - зеленая карточка)

В венке из солнечного света

Вслед за Весной приходит... ?

(лето - красная карточка)

Платье желтое набросив,

Тихо к нам приходит... ?

(осень - желтая карточка)

Солнце по небу гуляет!

Определи, когда это бывает?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: части суток.

Игровые правила : Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.

Игровое действие: Поиск карточки определенного цвета по содержанию текста.

Дидактический материал : цветные карточки. Модель часов (круг, разделенный на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.

Ход игры

По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце ласковым лучом

Что открыло, как ключом? (утро - розовая карточка)

Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит? (день - желтая карточка)

Солнце спать легло, и будто

Легким синим покрывалом

Он всю землю укрывает.

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает? (вечер - синяя карточка)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою зажглась?

А Гномик давно и

Тихонечко спал? (ночью - черная карточка)

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила : Соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц. Предметные картинки с изображением частей суток.

Ход игры

Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.

На магнитной доске справа располагается солнышко.

Наша Оля рано встала,

Своих кукол причесала,

Всех умыла медвежат

И пришла к нам в детский сад.

Когда это бывает? (утром)

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Держат правильно все ложки -

Не роняют на пол крошки,

(Солнышко передвигается наверх магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (днем)

День окончен, там и тут

Люди все домой идут,

Мамы в детский сад спешат

Забирать своих ребят.

(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (вечером)

Ставни закрываются,

Дети раздеваются.

— Тише, тише, птицы.

Вы не пойте под окном!

Спят ребята крепким сном.

(Солнышко передвигается вниз магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)

Когда это бывает? (ночью)

Ночь легла на крыши прямо;

В целом доме шума нет,

Папа спит, уснула мама,

И везде погашен свет.

Когда это бывает? (ночью)

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.

Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.

Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

Нарисуй Осень

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила

Игровое действие : Дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.

Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.

Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)

Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)

От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за дерево и пень)

А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.

Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)

Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)

Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)

Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)

Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо.

Нарисуй Весну!

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года, приметах весны. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети по ходу стихотворного текста выкладывают приметы времени года - весна. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.

Весна - это когда светит ярко солнце.

Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.

Весна - это когда щебечут птицы.

Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях суток, временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила

Игровое действие : Угадывание времени года по сюжету картины и показ этого времени года на часах «Времена года». Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Картинки с изображением сюжетов времен года. Часы «Времена года» - круги Луллия для определения времен года.

Ход игры

На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времена года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:

— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;

— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.

Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;

Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.

Дидактический материал : круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.

Ход игры

Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:

На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.

На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.

На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.

Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.

Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.

Какой ветер?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.

Игровые правила : Определить положительные или отрицательные свойства ветра.

Игровое действие: Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер - хороший или плохой.

Дидактический материал : сюжетные картинки о ветре.

Ход игры

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?

Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

Дети пускают воздушного змея.

Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.

Мальчик пускает по воде кораблик.

Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

Подбери ключик

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.

Игровые правила: Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.

Игровое действие : Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал : разрезные картинки с изображением ключика - цветные, по количеству детей. Объемные предметы - ключи разной формы. Сундучок с загадками.

Ход игры

Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

Оно весь мир обогревает!

И усталости не знает.

Улыбается в оконце,

И зовут его все... (солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно мне без звезд одной,

А зовут меня... (луной)

По небесам плывет мешок

И солнце закрывает.

А бывает - иногда

Что из мешка течет вода.

Спрячемся получше!

От дырявой... (тучи)

Рассмотри и выложи

Дидактическая задача : Закрепить знание детей о временах года, приметах зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы зимы. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал : часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами зимы по количеству детей.

Ход игры

Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.

Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).

Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)

Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)

«Мой дом»

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.

Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.

Пример:

«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и т.д.

«Сложи картинку»

Материал : 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.

Правила : найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.

«Кубики»

Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.

Правила: сложить один из видов города.

«Волшебный город»

Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города Армавира.

Задачи: узнавать разные виды архитектуры Армавира (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи) при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры (прочности, красоты, пользы.)

«Лото»

Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.

«Составь картинку»

Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.

2. Учить детей составлять изображение здания из частей.

I Составить картинку из частей (без образца) дать название архитектуры

II Составить картинку по образцу

III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.

«Морской бой»

Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.

Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.

Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)

Материал: б ольшие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Описание.
Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

«Кто живет в нашем крае»
Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал: б ольшие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.

Описание.

Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

В детском саду настольные игры для детей 3-4 лет, а также малышей и дошкольников – не просто один из видов развлечений, а важный инструмент в развитии эмоций, внутреннего мира, психологического стержня, характера. Главная задача педагога заключается в правильном подборе игр, соответствующих возрастной категории ребят и их интересам в садике. В современное «компьютерное» время дети зачастую лишаются возможности в домашних условиях полноценно играть за столом – глядя на взрослых, они отдают предпочтение телефонам, приставкам, телевизорам. Именно поэтому качественная организация настольного досуга, внедренная в детский сад, так важна и актуальна.

Настольные игры для детей 2-3 лет (младшая группа)

Малыши 2-3 лет зачастую еще не разговаривают, не улавливают разницы в цветах и формах, не знают названий предметов. Воспитателю необходимо предложить таким деткам настольные игры по развитию речи, визуального и слухового восприятия, внимательности. Играть совместно без помощи взрослого ребята пока не могут, поэтому педагог выступает в роли координатора и наставника в группе садика.

Дети младшей группы очень любознательны и интересуются всем новым для себя. Предложите им поиграть в яркие пирамидки, лото из картинок, крупные пазлы, построить башни. Каждая игра должна быть яркой, красивой и максимально безопасной. Никаких мелких деталей (фишек, кубиков), острых предметов — садик по умолчанию должен быть местом, в котором всегда безопасно для ребенка. Вы можете сделать своими руками пальчиковый театр и предложить вместе с детьми разыграть сценку.

«Отгадай и назови»
Из коробки достаются картинки с изображением различных предметов (фрукты, транспорт, птицы и прочее). Ребенок должен назвать то, что он видит.
«Где чей домик»
Задача малышей – сопоставить зверей с местом их обитания правильно. Это могут быть печатные пазлы, покупные картинки, магниты или магнитные доски.
«Четвертый лишний»
Из предложенных вариантов животных, растений, насекомых, птиц, продуктов питания и прочего убирается лишнее. Ребенок сам должен определить признак, по которому произвести выбор – в случае неудачи воспитатель подсказывает, заводя речь издалека.

Настольные игры для детей 3-4 лет (средняя группа)

В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и . Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.

Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.

«Мой дом»
Детям предлагаются отдельные части дома (дверь, окна, труба, лестница) или комнаты (диван, люстра, картина, холодильник), которые необходимо собрать в одну конструкцию. При этом каждая добавленная деталь должна быть озвучена и аргументирована. 4-летний малыш может сделать расстановку на примере собственной квартиры.
«Лото»
Детям раздаются карточки с различными изображениями. Из общей коробки воспитатель (или кто-то из ребят) достает по одной фишке и называет то, что изображено на ней. Малыши должны внимательно изучить карточки на предмет соответствия. Кто быстрее заполнит свою карточку правильно, тот и победил.
«Кубики»
Необходимо составить картинки, сопоставляя все стороны имеющихся кубиков. Это усложненные пазлы.

Настольные игры для детей 5-6 лет (старшая группа)

Начиная с 5 лет, детей можно готовить к школе: воспитывается усидчивость, развивается словарный запас и логика, вырабатывается интерес к творчеству и получению знаний. На этом этапе дети самостоятельно могут придумывать себе настольные игры и вводить в них правила, появляется способность анализировать происходящее без участия взрослого человека. Для дошкольник детский сад — это последний шаг до школы, от которого нужно взять максимум пользы.

Для детей 5-6 летнего возраста производителями создано множество настольных игр, где необходимо найти следственные связи, установить факты. Мальчикам и девочкам можно купить или придумать игры по тематикам: машинки, домашняя уборка, мода. Неплохо было бы внедрить , чтобы к школе ребята узнали азы вычислений.

«Календарь природы»
Ребенку требуется установить соответствие между выбранным месяцев, присущими ему осадками, температурой.
«Найди детеныша для мамы»
Необходимо сопоставить картинки различных животных, птиц и их детенышей правильно.
«Что? Где? Когда?»
Разносторонняя игра для развития 5-6 летних детей. Строится по принципу викторины.

Выбор настольных игр для детей детского сада могут делать не только воспитатели, но и творческие родители. Садик, его атмосфера, талантливые сотрудники и даже сами мальчишки и девчонки способны подсказать, с чем им было бы веселее всего играть за столом, какой вид досуга они вообще считают за самый интересный. Это является отличным подспорьем для занятий, организации свободного времени, а также альтернативой прогулок в непогоду.

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель : развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание : в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель : развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель : учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил - нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель : развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание : воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели : учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание : воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель : развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

Кем был старичок? (Мальчиком.)

Чем было дерево? (Ростком.)

Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель : развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание : заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия : наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание : воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель : учить активно описывать признаки предметов.

Описание : предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия : музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание : воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание : предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание : расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель : расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель : учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание : предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели : закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия : книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

Игра «Слогомяч».

Цель : развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание: один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» - получится «корова», к «ли» добавить «са» - получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

Игра «Книжный детектив».

Цели : учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : книги с иллюстрациями.

Описание : загадать букву и дать задание ребенку - найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

Игра «Сыщики».

Цели: закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с буквами.

Описание: разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване - это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

Игра «По пятам».

Цель : развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание : воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

Игра «Художник-иллюстратор».

Цели: учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание : прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание - подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель : учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание : спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание : вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия : тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игра «Как живут деревья?».

Цели: развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето - зеленое дерево, осень - дерево с желтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

Описание: выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной - пробуждаются, осенью - готовятся ко сну и т. п.).

Игра «Где чей листочек».

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

Игра «Фруктовый сад».

Цели : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

Игровой материал и наглядные пособия: муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

Описание : разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

Игра «Комнатные цветы».

Цели: развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание : если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран - Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот - любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

Игры с детьми 3-4 лет

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Квест – игра для детей старшего возраста « В поисках прав детей» Цель: создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игры Задачи: Обобщить и расширить знания детей об их гражданских правах; Развивать правовое мировоззре

Квест - игра для детей старшего возраста « В поисках прав детей»Цель: создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игрыЗадачи:·...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...


Статьи по теме