Интеллектуальная игра по истории "впервые в истории". Интеллектуальная викторина по истории «Своя игра Сценарий интеллектуальная игра история отечества события люди

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

— развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

— воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя.

2. Жеребьёвка.

3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз).

4. Этап 1. Блицтурнир.

5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ.

6. Этап 3. Конкурс капитанов.

7. Этап 4. Конкурс «Шифровка».

8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы».

9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики».

10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов).

12. Подведение итогов интеллектуальной игры.

13. Награждение команд-победителей.

Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили…

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй?

«Ост»

Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Назовите эту песню

«Священная война»

В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик?

Николай Гастелло

После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение?

Московская битва

На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём именно идёт речь?

Это боевая техника: танки, самолёты

Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс?

Эвакуация

Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город?

Ленинград

В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько дней она длилась?

900 дней

По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это?

Каска

10.

Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь?

Севастополь

11.

К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое?

Фашистские

концентрационные

лагеря

12.

В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое?

Шинель

13.

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?

Битва за Берлин

14.

Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое?

Генералиссимус

15.

До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, все они находили своих героев. Что это такое?

Ордена

16.

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

Водрузили знамя Победы над Рейхстагом

17.

Еероями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой?

Брестская крепость

18.

«А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… Чего?

Наград

19.

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

20.

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»?

Г. К. Жуков

21.

В каком советском городе состоялся первый парад Победы?

В Москве

22.

Дважды орденом «Победа» были награждены 3 человека — Жуков, Василевский… Кто третий?

И. В. Сталин

23.

Сколько дней шла Великая Отечественная война?

1418

24.

Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне?

Около 27 млн. человек

25.

За годы войны их количество составило в Красной Армии — 12 млн., а в германской — 7 млн. человек? О чем идет речь?

Потери убитыми

26.

Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения?

Г. К. Жуков

27.

До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться?

Калининград

28.

За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них — женщины. Кто это?

Герои Советского Союза

29.

В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны?

Сержанты

30.

30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое — водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?

Самоубийство Гитлера

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только …/ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит … Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь … отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Фамилия советского военачальника

Отметка о проведении данной фамилии соперником

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Победитель получает 3 балла

Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Название города-героя

Отметка о правильности названия города-героя в списке (+ или —)

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание».

(Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

Этап 8. Подведение итогов.

Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

Развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

Воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя. 2. Жеребьёвка. 3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз). 4. Этап 1. Блицтурнир. 5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ. 6. Этап 3. Конкурс капитанов. 7. Этап 4. Конкурс «Шифровка». 8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы». 9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики». 10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). 11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов). 12. Подведение итогов интеллектуальной игры. 13. Награждение команд-победителей. Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили...

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только.../ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит... Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь... отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Победитель получает 3 балла Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ. Задание. Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). Этап 8. Подведение итогов. Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

муниципальный конкурс сценариев классных часов,

массовых мероприятий, посвященных 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества?»

1.Цель – создание благоприятных условий для развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, воспитание чувства сопричастности к истории своего Отечества, родного края, сохранение памяти об исторических событиях и подвигах нашего народа.

Задачи:

Активизация интереса обучающихся к историческим событиям и памятным датам родного края;

Расширение исторических знаний обучающихся;

Развитие познавательного интереса в области краеведения, к истории родного края.

2.Возраст участников - учащиеся 1- ой ступени.

Игра проводится в два этапа:

    ый этап заочный подготовительный.

Дорогой друг! Наша страна каждый год отмечает славные исторические даты. 70-летний юбилей прорыва Ленинградской блокады-это знаменательное событие стало символом величайшей стойкости защитников и жителей Ленинграда. Сталинградская битва - крупное сражение в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Волге является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге. Они стали переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. И многие другие.

Мы предлагаем тебе прочитать дополнительную литературу по данным темам, посетить библиотеки. Пусть старшие расскажут тебе об этих исторических моментах нашей страны и помогут разобраться в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Результат своей работы ты сможешь показать на интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

2- ой очный. Участники через решение вопросов во время игры демонстрируют знания по данной теме истории.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества»

Ход мероприятия:

Ведущий (звучит музыка).

Добрый день, дорогие ребята.

Добрый день, уважаемые учителя и гости.

Мы рады приветствовать всех вас интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Сегодня здесь собрались те, кто любит много читать, кто изучает историю своей малой родины и всей страны в целом.

Наша игра посвящена славным историческим датам, которые празднует Российский народ в этом году.

Приближается великая дата для всей нашей родины.

70- лет тому назад советские солдаты завоевали мир для нашего народа.

Эта дата навечно вписана в историю страны. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) досталась нам дорогой ценой.

В этом году Свердловская область отпраздновала 80 - летний юбилей своего образования.

Все это вы узнали из прочитанных книг, из просмотра телевизионных фильмов, из передач. Многое вы узнали про войну, про Великую Победу от бабушек, дедушек, учителей и ваших родителей. Результатом работы стало ваше участие в заочном этапе викторины. Лучшие знатоки истории Отечества приглашены сегодня на муниципальную игру «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Разрешите представить участников сегодняшней игры.

Представление игроков

Уважаемые юные знатоки истории!

Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры – викторины.

Будет три тура, в которых прозвучат вопросы.

За 30 секунд вы должны найти верный ответ.

Кто дает правильный ответ, тот игрок получает звезду, которую приклеивает на праздничный салют.

По итогам нашей игры, будет наглядно видно, чей салют самый яркий и праздничный. После трех туров пройдет финал, в котором примут участие самые умнейшие знатоки истории Отечества.

Итак, внимание, игра «Знаешь ли ты своё Отечество» начинается!

Первый тур . (Звучит музыка).

1 тур.

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Города-герои - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945.

ГОРОДА:(на слайде города герои)

1. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
2. Одесса
3. Севастополь
4. Волгоград (бывш.Сталинград)
5. Мурманск
6. Брест.
Сейчас я зачитываю информацию про города, вы внимательно слушаете, думайте о каком городе – герое идет речь и поднимаете ту цифру, рядом с которой написан этот город на слайде.

Вопросы про города - герои:

1.Это город за время этой битвы был разрушен до основания. После разгрома фашистских войск в городе осталось несколько строений. Весь город после войны отстраивали заново. Но как память об этой страшной войне оставили 2 здания (руины мельницы и “дом Павлова”). Ведь за обычный жилой дом взвод лейтенанта Павлова сражался много дней.

Ответ: 4 - ВОЛГОГРАД (бывший СТАЛИНГРАД)

2.Немецко-фашистский вермахт большое значение придавал морским путям в Заполярье. Через порты Северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Гитлеровскому командованию победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь не было наших войск, специально обученных для ведения боя в гористой местности. Молодой северный флот только становился на ноги. Но жители этого города защищали свой город.

Правильный ответ: 5 - МУРМАНСК.

3.Город́а-геро́и - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Кроме того, одному из городов присвоено звание город - крепость.

Ответ: 6 - это город БРЕСТ.

4.Этот город получил звание города-героя за мужество, которое проявили его защитники во время блокады. Несмотря на жесточайший голод, суровые зимы и постоянные артобстрелы, жители города продержались 900 дней и не сдались.

Ответ: 1 - ЭТО ГОРОД ЛЕНИНГРАД.

2- ой слайд.

Хорошо известно определение Урала Александра Трифоновича Твардовского - «опорный край державы». Но крепость этой опоры не в уральских горах, не в металлургических и машиностроительных заводах, а в людях особой закалки – уральцах. На разных фронтах, в разных войсках сражались Ирбитчане – Герои Советского Союза.

Уважаемые знатоки, сейчас я зачитаю отрывки из биографии героев, вам нужно решить, о ком идет речь и поднять соответствующую цифру.

Вопрос на слайде №3 Герои Советского Союза Ирбитского района

    Речкалов Григорий Андреевич

    Азев Михаил Ефимович

    Спицын Спиридон Матвеевич

    Елохин Аггей Александрович

    Ожиганов Иван Алексеевич

    Демин Александр Фёдорович.

1. Родился в деревне Худяковой Ирбитского уезда в семье – крестьянина – бедняка. Окончил Свердловский аэроклуб и школу военных летчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с первого до последнего дня. Правильный ответ под цифрой 1 - Григорий Андреевич.

2.«….Утром 23 марта 1943 года гитлеровцы пошли в атаку. Из района Большой балки двигался мотомеханизированный полк пехоты в 40 танков. Весь день продолжался бой. Вражеская атака была отбита. Наш земляк – герой погиб в этом бою.»

Правильный ответ под цифрой 6 - Демин Александр Федорович.

3. Родился в семье крестьянина-бедняка. В 1935 году приехал на жительство в деревню Буланову, Ирбитского района Работал в колхозе кузнецом. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1943 года за подвиг, совершенный при форсировании Днепра. После демобилизации из Советской Армии вернулся в деревню Буланову. Работал в совхозе « Ирбитский ».

Правильный ответ под цифрой 5 - Ожиганов Иван Алексеевич

4. Родился в селе Знаменском Ирбитского уезда в семье крестьянина-бедняка. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадрильи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года. Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года. Правильный ответ под цифрой 4 - Елохин Аггей Александрович.

А теперь давайте немного отдохнем и послушаем музыку песен военных лет.

На слайде песни :

1. Священная война.

2. Катюша

3. В землянке

4. Синий платочек

5.Смуглянка

6.Темная ночь

Это песни военных лет, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и продолжают жить в наши дни. Прослушав рассказ о военных песнях, мы можем узнать о том, что именно делали люди в тот, или иной момент жизни. О том, что они чувствовали и переживали, чему радовались и печалились, что их трогало и волновало. История песен – часть истории нашей Родины, этапы большого пути.

Для вас звучит музыка, и вы должны определить пеню.

А название песен для вас на экране. Приготовились, слушаем:

1-ая песня звучит (В ЗЕМЛЯНКЕ) Правильный ответ №3.

Одна из самых лирических песен военных лет песня «В землянке» , «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

2- ая песня (Священная война) Правильный ответ №1.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была
«Священная война» . Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

3- я песня (Темная ночь) Правильный ответ №6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

4-ая «Смуглянка» Правильный ответ №5.

В 40 году поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

Уважаемые юные знатоки истории Отечества!

Сейчас объявляю окончание 1 тура, прошу вас наклеить на салют заработанные звезды. Ну и всех вас мы приглашаем во второй тур.

ВТОРОЙ ТУР.

Умники и умницы, для вас новое задание «Кроссворд».

За каждое верное слово в кроссворде участники получают по одному баллу. У вас есть возможность заработать целых 8 баллов, которые мы переведем в звезды.

ПО горизонтали:

3. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

4. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

5. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

7. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

8. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо немецкую армию Паулюса.
По вертикали:

1. Город, прославившийся обороной крепости.

2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.

6. Дом правительства в Германии.

Звучит музыка, участники решают кроссворд.

Время закончилось.

Работы ребята сдаем кроссворды в жюри. Жюри проверяет.

Уважаемые знатоки, мы приглашаем вас в третий тур нашей игры.

Третий тур игры .

В этом году наша Свердловская область отпраздновала свой 80 – летний юбилей своего образования.

Этой дате посвящен 3- ий блок вопросов.

1. Что символизирует белый цвет флага Свердловской области?

1) чистоту и мудрость

2) постоянство, преданность и мир

3) процветание и стабильность

4) обновление жизни

2) Что символизирует синий цвет флага Свердловской области?

1) постоянство, преданность и мир

2) процветание и стабильность

3) чистоту и мудрость

3) Какой зверь изображен в центре герба Свердловской области?

1) медведь

2) хорёк

3) соболь

4) белый медведь

4. Кто на данный момент является губернатором Свердловской области?

1) Эдуард Россель

2) Евгений Куйвашев

3) Евгений Ройзман

4) Александр Мишарин

5.) На что указывают узкие белая и зеленая полосы флага Свердловской области?

1) на Средний Урал

2) на Северный Урал

3) на цвета исторического герба Екатеринбурга

4) на подземные металлы и самоцветы

Слово жюри (объявляются результаты второго тура, выдаются звезды, приклеиваются за два тура).

А сейчас, уважаемые знатоки, давайте вместе с вами посчитаем ваши звездные салюты.

(подводится общий итог игры)

Итак, по результатам трёх туров, в финал игры выходят:

№ ………………………………………………………………

№…………………………………………………………………

№……………………………………………………………….

№………………………………………………………………

Давайте поздравим финалистов громкими аплодисментами.

А сейчас последний решающий тур для финалистов.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Вы должны составить новые слова из букв, которые входят в слова Свердловская область. (пишут)

Ребята, вы по очереди зачитываете слова, которые у вас получились, главное условие – не повторяться.

(Говорят слова)

Слово жюри.

(дополнительный вопрос)

Назовите дату образования Свердловской области.

Итак, абсолютным победителем нашей игры, становится…………………

Ему вручается ГРАМОТА, а так же приз.

Аплодисменты.

На этом наша игра закончилась. Всем большое спасибо.

Интеллектуальная игра «По страницам истории»

Цели:
-
актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.
- развивать логическое мышление, формировать навыки командной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашей страны. Она своим дыханием коснулась каждого жителя нашей Родины. И забыть об этом нельзя. В этом году совсем недавно мы отметили 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, не так давно была очередная годовщина победы в Сталинградской битве. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как хорошо помним историю этой войны.

А теперь мы начинаем игру. Игра будет состоять из четырех этапов, на каждом из которых вам нужно будет выполнять определенные задания. Особо хотим отметить следующее – любые споры с организаторами запрещены и будут наказываться дисквалификацией команды. Но по окончании игры командам будет дана возможность подать апелляцию. Как это сделать, мы скажем в конце игры.

Первый этап. Своя игра

На первом этапе мы будем играть в аналог телевизионной программы «Своя игра». На экране вы видите таблицу, в которой даны темы. В каждой теме вы по пять вопросов разной стоимости, которая также указана в таблице. Команды будут выбирать вопросы в порядке, в котором они зарегистрировались на игру. После того как вопрос выбран, он озвучивается и у всех команд есть минута, чтобы подумать над ответом. Ответ записывается на листочках, лежащих у вас на столе. На каждом листочке подпишите название команды. Анонимные ответы не принимаются. Команда, которая выбирала вопрос, также думает минуту, но затем отвечает устно. За правильный ответ дается количество баллов равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды не получают баллов, а команда выбравшая вопрос теряет количество баллов, равное стоимости вопроса. Все команды выберут по два вопроса.

(Задаются вопросы, параллельно высвечивающиеся на экране)

Темы/Баллы

Оружие победы

Катюша (БМ-13)

Винтовка Мосина (трехлинейка)

Священная война

День Победы

Землянка

Последний бой

Персоналии

И.В. Сталин

Н.Ф. Ватутин

А.И. Попов

Я.Ф. Павлов

М.В. Паникаха

Названия

Ни шагу назад

Могила Неизвестного солдата

Нюрнбергский процесс

Молодая гвардия

Зверобои

Великие сражения

Прохоровское

Сталинград

Ленинград

Сталинградская

Второй этап. Травести:

Переходим ко второму этапу. Он называется «Травести». Травести – это такое актерское амплуа, когда актер играет роль противоположного пола или ребенка, то есть переодевается. А вы сейчас будете разоблачать переодетые слова!

Вам сейчас раздадут задания. Это будет фрагмент текста, рассказывающего об известном историческом событии. Но несколько слов – имена и названия – заменены. Замененные слова выписаны отдельно ниже. Вам нужно разгадать какие же слова были вместо них на самом деле. Количество слов и их форма должна совпадать. Если на пример в тексте написано царь Глузд IV Узурпатор, то и в ответе должно быть написано имя царя в той же форме, например Иван IV Грозный. На выполнение задания у вас 5 минут.

Граждане и гражданки Человеческого Содружества !

Человеческое правительство и его глава господин Серебрянин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 9 часов вечера , без предъявления каких-либо претензий к Человеческому Содружеству , без объявления войны, инопланетные войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города….

Человеческое содружество -

господин Серебрянин -

в 9 часов вечера -

инопланетные-

Сегодня, 8 февраля , в 24 часа столица нашей Родины Дориат будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Нарготронд и Гондолин , двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Нарготронда и Гондолина .

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть ангбандским оккупантам!

Дориат –

Нарготронд –

Гондолин –

Ангбандские –

3 хеллона 2323 года в Вавилоне представителями ассирийского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции ассирийских вооруженных сил. Грандиозная Патриотическая битва , которую вел хеттский народ против захватчиков, победоносно завершена. Ассирия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

3 хеллона 2323 года –

Вавилон –

Ассирия –

Грандиозная Патриотическая битва –

Хеттский

Третий этап. Конкурс капитанов

    Какая битва считается самой кровопролитной в истории? (Сталинградская)

    Как называется медаль, которой награждали Герою Советского Союза. (Золотая Звезда)

    Назовите имя-отчество маршала Жукова (Георгий Константинович)

    Самый большой концлагерь (Освенцим)

    Немецкий фельдмаршал, сдавшийся в плен Красной Армии (Паулюс)

    Эта девочка во время жизни в блокадном Ленинграде вела дневник, в котором всего 9 страниц (Таня Савичева)

    Какая битва стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Курская

    Кто во время войны обратился к гражданам СССР со словами «Братья и сестры …»? (Сталин)

    Какое название получил план войны против СССР, разработанный немецким командованием (план Барбаросса)

    Как называли дорогу, связывавшую Ленинград со страной и проходившую по льду Ладожского озера? (Дорога жизни)

Подведение итогов.
- Итак, наша игра окончена и пока жюри подводит итоги, команды могут подавать апелляции. Есть желающие? Апелляция подается следующим образом. Вы пишите о том, что по вашему мнению было неверно, почему вы так считаете и как вы предлагаете это исправить. Если апелляция логична и обоснована, то она будет принята. А теперь несколько слов о наиболее интересных или веселых ответах поступивших жюри (если будут таковые).

Объявление результатов игры.

Внеклассное мероприятие 8 класс учитель Винокурова Е. В.

Тема: Патриоты Отечества (Люди и события Отечественной войны 1812 года)

Цель: повторение и обобщение ранее изученного материала

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить в игровой форме знания по теме «Отечественная война 1812 г.»

Развивающие:

1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

3. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

Воспитательная:

1. Способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, сплочению коллектива.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Оборудование урока :

1. Карточки с заданиями;

2. Бланки подсчета баллов;

3. Мультимедийная презентация;

4. Схемы – названия этапов.

План и этапы игры:

I. Представление команд

II. Ход игры

1. « Тесты, тесты, тесты…»

2. «Найди ошибки в историческом тексте»

3. «География Отечественной войны 1812 г.»

4. «Страницы Отечественной войны 1812 г.»

5. Конкурс капитанов

III. Подведение итогов и награждение команд

Условия игры:

В игре принимают участие 2 команды. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

ХОД ИГРЫ

Вступление учителя. Представление команд

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по истории. Вы можете показать свои знания по теме «Патриоты Отечества» Люди и события Отечественной войны 1812 г. В ходе игры мы выявим команду-победительницу. У каждой команды есть болельщики - это помощники. В случае если команда не отвечает, то болельщики могут помочь.

В конце игры отметки получат не только участники, но и болельщики.

Перед вами этапы игры. Все этапы необходимо пройти

I этап « Тесты, тесты, тесты…»

Задания командам: В течение 7 минут команда отвечает на предложенные ей тестовые задания. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Задание для команды № 1

1. Дата вторжения войск наполеона на территорию России:

2. Какую битвы противник назвал Московской?

А) Куликовскую Б) Полтавскую

В) Бородинскую Г) Невскую

3. Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

А) Захватить Москву, Петербург, Киев

Б) Разгромить армии русских по - одиночке

В) Разбить русскую армию вблизи границы

Г) Не вступать в генеральное сражение

4. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 г.?

А) Ермолова Б) Тормасова

В) Багратиона Г) Барклая де Толли

5. Военное формирование создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:

А) Фуражирами Б) Партизанами

В) полурегулярным войском Г) Ополчением

6. Чего «напрасно ждал Наполеон» от «Москвы коленопреклоненной»:

А) Засов Б) Ключей

В) Щеколд Г) Замков

7. Какое явление природы помешало Наполеону взорвать Кремль?

А ) Ливень Б) Землетрясение

В) Снегопад Г) Наводнение

8. В фильмах о войне 1812 г. Кутузова часто изображают с повязкой на глазу. Но если мы посмотрим на портреты маршала, написанные его современниками, мы этой повязки там не увидим. Почему?

А) Художники считали, что повязка уродует лицо

Б) Второй глаз не был слепым

В) Ранение Кутузова скрывали от врагов

Г) У Кутузова был искусственный глаз

Задание для команды № 2

1. Название одной из государственных служб впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба?

А) Спасатели Б) Милиция

В) Лесничие Г) Пожарные

2. Армией «двунадесяти языков» называли армию:

А) Кутузова Б) Багратиона

В) Наполеона Г) Александра I

3. Какую фразу произнес Наполеон после поражения в России?

А) «От великого до смешного один шаг»

Б) «Рубикон перейден, жребий брошен»

В) « Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»

Г) «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»

4. В Отечественной войне участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружен луком и стрелами?

А) Самурай Б) Лучник

В ) Амур Г) Посланник Божий

5 . Отечественная война завершилась:

6. Во время войны крестьянский партизанский отряд возглавил:

А) Давыдов Б) Сеславин

В) Платов Г ) Курин

7. В первый раз Наполеон предложил Александру I заключить мир:

А) После вступления в Смоленск Б) После вступления в Москву

В) После Бородинского сражения Г) После сражения под Малоярославцем

« …Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…»

А ) М.Ю.Лермонтов Б) А.С.Пушкин

В) Л.Н.Толстой Г) Д.Давыдов

II этап «Найди ошибки в историческом тексте».

Задание командам: В течение 10 минут команда находит ошибки в историческом тексте и исправляет их. За каждую найденную ошибку даётся 1 балл.

Тест

1.июня 1812 года «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр (Неман), вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б.Барклая- де Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова (А.П. Тормасова). Французская армия продвигалась очень быстро, а российская вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о сочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал Манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности (с призывом создать народное ополчение). Русская армия смогла соединиться только под Калугой (Смоленском) в конце июля. Общее руководство взял на себя М.Б.Барклай- де Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив и замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии 17 сентября (17 августа). И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

III этап «Страницы Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По слайдам, представляемым на экране определить событие или фамилию героя Отечественной войны. Команда получает лист участия и возможность заработать по 1 балла за каждый правильный ответ.

Лист участия

№ п/п

Имя героя, название события



Представляемые слайды

  1. М. Б. Барклай де Толли
  2. Схема Бородинского сражения
  3. Василиса Кожина
  4. М.И.Кутузов
  5. П. И. Багратион
  6. Переправа французов через р. Березину
  7. Наполеон
  8. Д.Давыдов
  9. Пожар в Москве
  10. Военный совет в Филях

IV этап «География Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По выдержкам из документов определить географические объекты или события войны. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Документы:

Задание для команды № 1

1. «Этот город русских считался у иностранцев главным базисом всего государства, и на него были обращены с надеждой все взоры французской армии, и теперь этот город представлял из себя лишь огромный костер, покрытый трупами и ранеными».

Французский офицер Жомини

(Смоленск)

2. «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские одержали право быть непобедимыми»

Наполеон

(Бородинское сражение)

3. «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник из солдатских огней, разведённых слишком близко к домам, почти сплошь деревянным».

Наполеон

(Москва)

Задание для команды № 2

1. «По известию, что под стенами Москвы назначено дать неприятелю сражение, оставшиеся жители приготовили себя к нему. Но в понедельник, т.е. 2 сентября удалилась из Москвы градская полиция вместе с чиновниками и пожарными трубами. Везли во множестве через город пушки, и шло русское войско в большом количестве и скорым походом, имея направление от Тверской к Рогожской заставе».

Очевидец А.А.Карфачевский

(Тарутинский марш – маневр)

2. «Город был несколько раз взят, отбит и снова взят, и только к восьми часам вечера он остался за вице – королём. Он выиграл большое сражение, но потерял почти весь провиант и до семи тысяч убитыми»

Французский офицер Дедем

(Малоярославец)

3. «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»

Французский офицер Бонне

(отступление французской армии)

V этап «Конкурс капитанов»

Капитану каждой из команд предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Граф С.Р.воронцов, русский посол в Англии, в начале июня 1812 года пишет: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб…он кончит тем, что будет истреблён нашей верной союзницей». О какой союзнице России идет речь? (Зима)

2 . В ХIХ веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У М.И.Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая? (Кутузов – Голенищев)

3. Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые обличены были полномочиями, вполне соответствующими такому положению. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не воспользовался этим правом». (Барклай де Толли)

4. Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? Расскажи об истории его создании и дальнейшей судьбе. (храм Христа Спасителя)

5. Продолжите слова Наполеона:

«Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, - ____________ (я поражу ее в сердце).

Подведение итогов:

Подсчет общего количества баллов, определение команды победительницы.


Статьи по теме